Функциональная грамотность

Цикл  практико-ориентированных  семинаров Семинар 05.04.2023 г. «Формирование функциональной грамотности обучающихся: теория и практика исследований»

Семинар 10.04.2023 г. «Обновление содержания программ дополнительного образования в контексте развития функциональной грамотности школьников»

Семинар 13.04.2023 г. «Формирование функциональной грамотности учащихся как основы компетенции XXI века»Семинар 19.04.2023 г. «Повышение читательской грамотности »Круглый стол 24.04.2023 г. «Создание условий для достижения выпускниками уровня функциональной грамотности, соответствующего ФГОС»

 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Нормативные документы

https://krippo.ru/index.php/institut/14-moduli/2251-normativnaya-baza

Приказ МБОУ Алексеевская школа № 276 от 28.10.2022 «О продолжении работы  по повышению функциональной грамотности  в 2022/2023 учебном году»

Приказ МБОУ Алексеевская школа № 33 от 09.01.2023 «О проведении Недели функциональной грамотности«

План проведения недели естественно-научной грамотности в 1-4 классах с 23.01- 27.01.2023

План проведения недели функциональной грамотности в 5-11 классах с 23.01- 27.01.2023

План мероприятий («дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ Алексеевская школа на 2022 -2023 учебный год

Чек-лист самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности 

Ссылки на проведенные мероприятия

Онлайн урок финансовой грамотности «Личный финансовый план»

Участие во  Всероссийской Неделе сбережений

Онлайн-урок финансовой грамотности «С деньгами на Ты или Зачем быть финансово грамотным?»

Мероприятие по формированию знаний о деньгах.

Предпринимательская игра «Юный кондитер»

Финансовая игра «С финансами на Ты»

  • Участие во Всероссийском конкурсе  «Класс функциональной  грамотности»

https://disk.yandex.ru/i/Z0pwxDMeJRtOfA

  • «Финансовая культура как фактор повышения уровня жизни, финансовой безопасности школьников» ( из опыта работы педагогов МБОУ Алексеевская школа)

https://disk.yandex.ru/i/cqfkNIxX6JnuDA

Сертификаты об участии в проектах «Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников» и «Игры по финансовой грамотности»

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

 

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

4. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

5. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

6. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:

Финансовая грамотность:

Читательская: грамотность: 

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5-9 КЛАССЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ: