Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности:

 1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность — способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность — способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Нормативные документы

https://krippo.ru/index.php/institut/14-moduli/2251-normativnaya-baza

Приказ МБОУ Алексеевская школа № 276 от 28.10.2022 «О продолжении работы  по повышению функциональной грамотности  в 2022/2023 учебном году»

Приказ МБОУ Алексеевская школа № 33 от 09.01.2023 «О проведении Недели функциональной грамотности«

План проведения недели естественно-научной грамотности в 1-4 классах с 23.01- 27.01.2023

План проведения недели функциональной грамотности в 5-11 классах с 23.01- 27.01.2023

План мероприятий («дорожная карта») по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МБОУ Алексеевская школа на 2022 -2023 учебный год

Чек-лист самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности 

Ссылки на проведенные мероприятия

Онлайн урок финансовой грамотности «Личный финансовый план»

Участие во  Всероссийской Неделе сбережений

Онлайн-урок финансовой грамотности «С деньгами на Ты или Зачем быть финансово грамотным?»

Мероприятие по формированию знаний о деньгах.

Предпринимательская игра «Юный кондитер»

Финансовая игра «С финансами на Ты»

  • Участие во Всероссийском конкурсе  «Класс функциональной  грамотности»

https://disk.yandex.ru/i/Z0pwxDMeJRtOfA

  • «Финансовая культура как фактор повышения уровня жизни, финансовой безопасности школьников» ( из опыта работы педагогов МБОУ Алексеевская школа)

https://disk.yandex.ru/i/cqfkNIxX6JnuDA

Сертификаты об участии в проектах «Онлайн-уроки финансовой грамотности для школьников» и «Игры по финансовой грамотности»

Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

 

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

4. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

5. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

6. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:

Финансовая грамотность:

Читательская: грамотность: 

 

Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (5-9 КЛАССЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ: