Профилактика вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества через сеть Интернет

В настоящее время большую актуальность приобрела тема вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества и группы экстремистской направленности посредством сети Интернет.

Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить много времени за компьютером, погружаясь в виртуальный мир. А злоупотребления неотвратимо ведут к возникновению психологической зависимости от интернета, что негативно сказывается на нас.

Получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:

— буллинг (кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.)

Вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти», которые в настоящее время стали огромной мировой проблемой. Их аудитория – дети, которые после систематического посещения сообществ решаются на самоубийство.

ДЕСТРУКЦИЯ (лат. destructio — разрушаю) — разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение.

Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, аутоагрессии.

В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики.

Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый.

На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», фразу «кто ты» и тому подобные с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, который затем продолжает переписку с потенциальной жертвой.

Организаторы или те, кто «ведет» группу подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется. На самом деле он же не знает, кто там, за ником, аватаркой. В интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определенный круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. То есть происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет.

Далее идет погружение в депрессивный контент или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит девальвация (обесценивание) ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого.

Активно формируется определенная информационная среда. Здесь интернет-технологии применяются во всем многообразии. Предлагаются ссылки на сайты разного деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы (демотиватор отличается безысходностью и безнадежностью, имеет негативный смысл), рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку (юноше, девушке), «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.

Так постепенно ребенок втягивается. И втягивается именно как в секту, так, что потом выйти уже практически невозможно.

С какой целью это делается? Существуют разные мнения, но они схожи:

— вовлечение в эстремистские организации – для пополнения своих рядов;

— в религиозные деструктивные группы – для вовлечения новых адептов;

— в «группы смерти» — желание «властвовать», извлечение прибыли за счет продажи видео, на которых подростки кончают жизнь самоубийством.

 

Как же распознать опасную группу?

Логотип: знаки богов и ножи. Засилье слов на букву «С» «Лучшие вещи в жизни с буквой «С»: — Семья суббота секс суицид». Картинки и фото в сером, черном и красном цвете. Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах, психоделическая музыка.

Таким образом, к сожалению, помимо многих положительных моментов, которые дает обучающимся Сеть: поиск информации и расширенные коммуникации, творческие мастерские и многое другое – обратная сторона медали существует и несет в себе реальную угрозу.

Учитывая, что молодежь очень активно использует телефоны и планшеты с целью посещения сети Интернет, процесс контроля затрудняется. А родительский контроль необходим, чтобы вовремя распознать опасность (например, в «группах смерти» подростки проводили в интернете предутреннее время — с 4 до 6 утра)

Психологи выделяют четыре тревожных сигнала, на которые обязательно надо обратить внимание:

— Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»;

— У него меняется режим дня;

— Ребенок вялый и постоянно не высыпается;

— Активные постоянно повторяющиеся рисунки (киты, бабочки, повторяющиеся цифры).

Главная задача сегодня для общества, педагогов и родителей в том числе – обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. А задача молодых – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а также знать и выполнять основы кибербезопасности.